Бывший успешный бизнес: причины морального устаревания

В один прекрасный день настает тот момент, когда компании необходимо меняться. Причем, весьма радикальным образом и по независящим от нее причинам. На эту тему написано много статей и книг, лучшая из которых (на мой взгляд) принадлежит авторству Эдриана Сливотски: "Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра?".

Она о том, как компании уходят с рынка в след за технологиями, потерявшими свою актуальность. Не увидеть новый способ удовлетворения потребности или не усмотреть процесс видоизменения потребности – это серьезное упущение со стороны компании. Но что делать, когда смена потребностей объективна и тренд очевиден, но весь твой бизнес приходится переосмыслять из-за этого, отказываясь, зачастую, от продуктов-локомотивов, благодаря которым бизнес вырос и стал взрослым?

Что делать, если вы 30 лет развивали производство компакт-дисков, но сейчас производители компьютеров перестали комплектовать свою технику приводами для их чтения и записи, а пользователи предпочитают облачные сервисы, wireless-технологии и электронную почту для хранения и обмена данными?

Даже осозонание того, что мир и рынок вокруг поменялись дается очень сложно. Не говоря уже об изменениях, которые требуется внести в продукт и технологию его производства, в логистику и дистрибьюцию... в общем, в идеологию, базис, смысл бизнеса.

Именно поэтому миссия "создавать лучшие на свете магнитофонные ленты и кассеты" – не правильная. Она концентрирует внимание на конкретном продукте, отрасли, рынке – которые меняются. Даже производство "вечных" продуктов развивается – вино, сыры, колбасы и т.д. – не стоят на месте. Неизменным может остаться качество ингредиентов и процесс создания продукта, но меняются логистика, дистрибьюция и коммуникации.

Но если вы компетентны не в продукте, а в подходе к его созданию, то такой барьер в развитии преодолеть легче. Если вы привыкли подходить к работе "с умом", ценить не только функционал, но и (например) эстетику. Это подход скорее не к бизнесу, а к жизни. "Не спеша собрать все лучшее и сделать идеальный продукт" – подходит ко всем рынкам во все времена. Так же, как и быть первооткрывателем, новатором, экспериментатором.

Для того, чтобы успешно конкурировать и развивать бизнес, для того, чтобы не терять гибкость и иметь возможность измениться, компетенцию необходимо формировать, развивать, культивировать не на уровне продукта, а на уровне своего отношения к продукту, бизнесу, социуму. Возможно, это звучит слишком абстрактно. Возможно, это слишком сложно. Но другого пути нет.

Как только бизнес фиксируется на продукте, каким бы инновационным на момент создания бизнеса он ни был, бизнес обрекает себя на смерть в войне инноваций. Редкие отрасли могут себе позволить использовать традиции и историю как благо. Но если посмотреть внимательно даже на них, то о каких традициях и истории идет речь? Она ведь вовсе не о том, что "мы так делали и делать будем...", она об отношении к работе и продукту. Но не о нем самом.

Все искусство бизнесмена и идеолога бизнеса и состоит в том, чтобы абстрактные идеологические формулировки перевести в измеримые показатели существующего или нового продукта. Тогда за что бы вы и ваша команда не взялись, все получится. Получится именно потому, что востребованный рынком на предыдущем результате подход – не изменился. Изменился лишь носитель этого подхода: продукт вашей компании.

UPD. Т.е. в "сухом остатке" первым шагом для того, чтобы избежать или выйти из ловушки будет миграция собственного понимания. Важным становится не что вы делаете, а каким образом вы делаете так, что на ваш продукт сохраняется стабильный спрос.
Да-да-да. Только иногда лучше продать или просто закрыть бизнес, чем перестраивать.
Сергей, правильно я понимаю, что верный подход сегодня - это некое перманентное предпринимательство: открыл бизнес, выжал все преимущества, переключился на что-то новое? А если в рамках компании, то открывать абсолютно новый продукт, скажем, каждые пять лет? Или я слишком упрощаю?
Для такого ведения дел подходят лишь бизнесы, имеющие низкий порог входа и не требующие квалификации... А таких все меньше и меньше. А вот компания, радующая новинками – это да :-)