Как быть непохожим

Часто встречаю истории, когда разные компании не занимаясь плагиатом и из абсолютно положительных побуждений приходят по идентичным проектам к схожим результатам. Не логотипы или знаки похожи, не сама концепция, общая стилистика и набор приемов. Похожа идея, лежащая в основе. В ленте FB попался такой пост, где несколько компаний сразу попытались создать антропоморфные изображения продуктов...

Честно говоря, вообще сама идея очеловечевания неодушевленного немного избита. Строящие глазки холодильники появились во времена Уолта Диснея и уже сто лет бодро вышагивают по коммуникациям, меняясь в зависимости от художественной моды. Пин-ап чайник это или брокколи в виде антропоморфного дендромутанта - не суть важно. Важно другое.

Первое и самое главное. То, что похожие образы время от времени появляются в разных областях - это нормально. Не нормально лишь применение идеи визуализации из другой отрасли к своей "в тупую". Т.е. путем неосмысленного срисовывания. Но если чужой прием при переосмыслении прекрасно ложится на собственную идеологию - зачем его игнорировать? Я не понимаю.

Но есть другой момент. Когда собственная идеология отсутствует - то любой чужой прием ложится прекрасно. Но идеология бизнеса отсутствует у людей без фантазии. Не в прямом, а в фигуральном смысле - им надо угодить всем. Поэтому слово "любой" в данном случае ограничивается весьма банальным набором возможных образов, за рамки которых смело выйти позволяет лишь очень понятная и дифференцирующая идея.

Так чему же удивляться? Этот набор образов, ярким представителем которых являются предметы с глазками и ножками, бродит из отрасли в отрасль и постоянно находится в востребованном состоянии: это же внимание к потребителям, подвижность и веселый настрой для тех, кому покупка приносит радость; стремление сделать процесс выбора увлекательным и геймифицированным. Такие образы можно даже попытаться посчитать - задача будет не очень сложной.

Но как только вы выходите за рамки этого набора, любая схожесть и компиляция становятся вам не страшны. Потому как даже похожие на используемые другими элементы наделены иным смыслом и служат иным целям в ином месте. А что необходимо сделать, чтобы выйти за рамки - читатели моего блога уже точно знают. Я надеюсь :-)

Tags:
Когда собственная идеология отсутствует - то любой чужой прием ложится прекрасно.

Идеология должна начинаться с определения потребителя. После этого уже можно приниматься за образ. Потому что это язык разговора с аудиторией. Хорошо видно по выбору моделей для рекламы. Одни подбирают "в тему", другие по принципу "даже такая знаменитость" или "посмотрите что на известном актёре надето"
да. но аудиторию "я сам" тоже не следует исключать
Об этой аудитории многие тоже имеют весьма туманные представления ;-)