Знания по требованию. Загадка третьих мест, стартаперов и сомнительных образований

В чем причина популярности многих весьма сомнительных с точки зрения обывателя образовательных проектов? Например TED или ИКРа? Крупицы знаний среди красивых рассказов о своем безоблачном будущем, о новом офигительном стартапе  - это их  суть. Фейс-трейдингом занимаются многие, и не только в брендинге. Но бешенная популярность такой образовательной программы как TED, откуда она взялась?

Это весьма странно, но исследования Survey Monkey показывают, что 82,4% стартаперов получают новую информацию и знания... от своих же коллег и только половина из них пользуется сторонними советами. Второй по популярности ресурс - это социальные сети и блоги... собственно своего же круга общения. Это во многом объясняет то, что в реальности образовательные программы, основанные на незавершенном опыте ("вот так мы задумали такую закрутанскую штуку и так начили привлекать инвестиции... все!") не дают возможности развиваться самим же стартаперам. Багаж знаний не увеличивается качественно, происходит накопление разносторонней информации об одном и том же. Но такая ситуация всех устраивает.

Во многом это объясняется очень простым фактом: большинство новых проектов рассчитывают быть проданными в течении ближайших трех лет после старта. Для этого нет необходимости копать глубоко в продукт, зато есть четкое понимание того, что необходимо сделать для привлечения инвесторов и последующей выгодной продажи проекта. "Номером один" на рынке желают стать значительно меньше, а стать в течение трех лет просто стабильной компанией - такая перспектива на последнем месте.

Из этого можно сделать весьма простые выводы, но цель заработать ставят перед собой лишь треть из опрошенных. Приблизительно столько же людей целью стартапа ставят формирование собственной креативной команды  (29%), а на третьем месте... собственное же обучение.

Последний момент наиболее интересен. 17% респондентов говорят о том, что целью создания коммерческой компании было самообразование. Т.е. получение практического опыта не после, а параллельно с получением знаний. И это совсем не укладывается в образовательную модель, которую мы привыкли.

Если раньше знания распределялись вертикально, от старшего учителя к младшему ученику, то сейчас обмен знаниями происходит горизонтально - внутри социальной группы между ее членами. Это очень удивительная штука.

Ведь действительно, для получения знаний нет необходимости учиться "азам". Все необходимое, "субститут учителя" можно найти в сети. Сначала информацию очень спорную и даже примитивную, для понимания предмета. А при интересе - идти глубже и изучать все больше и больше, формируя собственную компетенцию.

Но в чем фишка: вы не сначала получаете знания "скопом" и пытаетесь применить их на практике через пять лет. Все намного круче. Вы получаете знания on demand - тогда, когда они для вас важны и актуальны. Тогда, когда сами знания актуальны. А экзамены заменены куда более эффективным мерилом современного бизнеса - продажей.

Стартап в этом свете выглядит уже совсем по-другому. Стартаперы и их спонсоры инвестируют скорее не в проект, а в людей. Вместо приемных экзаменов - аккумулирование средств для старта. Вместо обучения - развитие проекта, включая приобретение опыта в финансах, маркетинге и коммерции. Вместо государственных экзаменов - место на рынке или цена сделки по поглощению. И убедить дать денег на старт порой куда сложнее, чем написать сочинение и сдать экзамен по истории.

Единственные, кто от этих экспериментов проигрывает - это мы с вами, потребители. Я помню ужасающую кухню из "третьих мест" при ценнобразовании без стеснения. Я помню криво работающие проекты и много всяких странностей. Но, с другой стороны, мы учимся а они, стартаперы, используют самый мощный из своих ресурсов - взаимную поддержку. Ведь, как мы помним, 82% от этой аудитории учится друг у друга. А значит - они друг друга поддерживают. И с набором компетенции сила "хипстеров-стартаперов", к которым мы относимся пренебрежительно, возрастет. Но мы ведем свой бизнес одиноко, а им свойственно стремление к коллаборации и поддержке. И кто победит в конкурентной борьбе лет через 5-10 - уже не понятно :-)
Сергей, а почему вы исключили себя из этой компании? Вы же также выпекаете некий продукт на свой страх и риск и ....ну качество (или ожидаемая отдача лучше сказать) наверняка разные получаются..и неудачи бывают...
Так что имхо сейчас все немного стартаперы )))
Я просто слишком старый для этой компании :-)))
А так - не исключаю. Просто мне кажется что в этом подходе (фактически, "самообразовании") есть один огромный плюс. Информация актуальная. Я помню как изучал в институте уже давно не существующие программные продукты и умершие технологии. И сдавал зачеты и экзамены.... Но у ВУЗа есть один ощутимый плюс, очень важный навык, которого нет у многих стартаперов. Умение фильтровать инфомрацию, отделять важное от не важного.
Я просто слишком старый для этой компании

Средний возраст создателя удачного технологического стартапа в США - 40 лет
1. В древности горизонтальная передача знаний была распространена. Например, можно вспомнить переписку математиков.

2. Стартаперы продают мечту. Продают инвесторам. В интернете это происходит вспышкой. Фейсбуку и Гуглу приходится пачками закупать перспективные стартапы, чтобы случайно не вылететь с рынка, когда ветер переменится, как случилось с AOL и MySpaces

3. После краха доткомов люди поехали набирать специалистов по технологиям в Интернете на тусовки бывших работников Веб-фирм. Почти ноль. В смысле людей со знаниями технологий.
Я последнее не понял... В смысле на рынок выбросили не спецов? А... Кого? Я тут про паренька читал который года 3 после краха чуть не полы в кофейне мыл, а потом нарисовал что то получил несколько млн зелени... Там многие говорят что это катание на волне или на гребне или у дна))
В смысле на рынок выбросили не спецов? А... Кого?

Процесс "сжигание денег инвесторов" сильно отличается от процесса "создание работоспособных продуктов". Короче говоря, доткомовские специалисты оказались такими, что для реальной индустриально работы в вебе (банки, энтерпрайз, безопасность и т.п.) их использовать было нельзя.

Сейчас смотрю на эту стартапную тусню. Люди изобретают велосипеды и рассказывают друг другу сказки. Хотя, знания постепенно проникают в массы. Но в виде карго-культа.
Сейчас вопрос скорее не в изобретении велосипеда, а в придании ему правильной формы. Очень много идей было и до кризиса доткомов (а это 14 лет назад), но только сейчас некоторые из них становятся удобными для пользования и востребованными. Или все-таки пустое?

Edited at 2014-02-26 07:00 am (UTC)
Чтобы изобрести велосипед, надо как минимум уметь делать чертёж и быть в состоянии собрать его руками. Они же лепят его из говна. (Да, целые отрасли работают на то, чтобы говно было клейким, пластичным и делают приспособления для лепки. Только всё равно что-то не то получается)
Стартап не бизнес! Ключевое здесь - "большинство новых проектов рассчитывают быть проданными в течении ближайших трех лет после старта", а потому все больше это не знания, и даже не инфа, это просто шум. В современном мире, полным по яйца тухнущих денег (конечно распределенных не по гауссу)) шум единственный способ их "нормально" распределить.
Далее, стартаперские плантации тоже "ненормально" рапределены по отраслям, они все больше там, где этот тухнущий капитал и производится (без оглядки на физическую жизнь).
Ну и третье, образование "лежа" по-стартаперски, происходит внутри тусовки, в своей песочнице, и никак не контачит с галечным пляжем или надувным бассейном.