Бриф как насильственное формулирование

Последние два года мы работаем без брифов. В нашей работе это один из раздражающих потребителей (клиентов) фактор, с которого начинаются взаимоотношения. Встретить менеджера компании и уж тем более директора, который с радостью бы заполнял 10-12 страничную анкету, содержащую кучу весьма непростых вопросов - можно очень редко. В основном эта работа является "ношей" и отвлекающим от основной работы занятием. Сформулировать задачу необходимо, это понятно. Но когда перед тобой ставят задачу заполнить бриф, воспринимать эту работу можно только как мешающую исполнению своих основных обязанностей. В результате если ваш бриф озадачивает - это работу стараются сделать как можно быстрее, стараются упростить себе жизнь. Именно поэтому сложные брифы заполняются поверхностно, что может сыграть ключевую роль в дальнейшем "недопонимании". А простые брифы - это пустые бумажки.

Проанализировав этот вопрос, мы решили выстроить отношения по-другому. После знакомства с клиентом и его проблемами (это либо личная встреча, либо интернет-сессия) мы не просим заполнять бриф. Мы делаем первый шаг сами, изучая рынок и проблемы клиента и представляя собственное видение их решения. Именно наше видение становится предметом обсуждения на первой встрече с клиентом. С начала работ мы отводим на подготовку видения одну-две недели. Как правило, ровно столько же времени требуется компании, чтобы согласовать, заполнить и переслать бриф от агентства.

В чем преимущество такого подхода? Один из клиентов после такой презентации сказал: "с выводами не согласен, но ход ваших мыслей мне очень нравится". И это, наверное, самый главный результат. Мы работаем на разных рынках и с разным продуктом, поэтому экспертной оценки от нас никто не ждет. Не обладая данными клиента, мы составляем свое решение руководствуясь информацией из открытых источников и формируем собственное представление о бизнесе и продукте заказчика исходя из тех данных, которые доступны для его потребителей, решивших собрать информацию о продукте и рыночных предложениях. Тем самым мы стараемся смоделировать рыночное отражение деятельности компании.

В результате мы получаем первую "точку отсчета", но не в виде наспех заполненного брифа, а в результате диалога с клиентом. Но не об общих вещах, а предметного. Даже если видение абсолютно ошибочно, исходя из сопоставление полученной нами картины с той, что есть в голове у заказчика мы получаем четкое понимание целей, задач и даже алгоритмов их решения.

Сравнивая итоги работы с видением заказчика мы находим как точки соответствия, так и не соответствия наших взглядов. А дальше начинается самое интересное:

Исключая совпадающие элементы мы разбираемся с причинами, которые стали основой для наших разногласий. В большинстве случаев именно в процессе анализа различий в видении клиента и агентства кроется большинство как большинство задач, которые необходимо решать, так и большинство ответов на те вопросы, что еще не были заданы. Именно в результате такой дискуссии рождается четкое и полное понимание задачи, методов ее решения, объемов необходимых работ.

Работа без брифа позволяет прежде всего правильно задать вопросы. А ведь нет ничего хуже, чем правильный ответ на неправильно заданный вопрос. В этом отношение работа с брифом намного рискованнее, чем без него. Почему? Ответы на этот вопрос ищите по ключевым словами "корпоративная память" и "производственное мышление".

спасибо за пост, очень интересно
а мы на полпути - есть и бриф, и вопросники (в сущности, конспект нашего видения)
но наши клиенты бриф почему-то в основном заполнить хотят. как бы зафиксировать этап в отношениях, наверное
хотя толку от брифов немного, 1 из 20 информативен, есть такое.
Это, наверное, тема еще одного поста. Бриф по сути своей необходим для того, чтобы определить точную стоимость работ. Если калькуляции универсальны, то есть более приятные для клиентов способы рассказать о себе.
Спасибо, очень интересно.
На предыдущем месте работы был весьма похожий подход - теперь понимаю его преимущества)
просто если посмотреть на процессы взаимоотношений клиента и агентства - много можно упростить и улучшить. Именно этим мы и занимались в первую очередь, создавая Syndicated Brands. Работая по-другому и продукт получаешь совершенно иной.
Как Вам удается взглянуть на самих себя со стороны? Привычный способ работы и взаимоотношений для самого себя обычно в "невидимой зоне".
Хорошая мысль. Уже давно думаю убрать и у нас нечто подобное - тз на тех настройку айко, на которое у клиентов аллергия:)
В том-то и дело. Это всегда проблема. А начинать взаимоотношения с неприятных моментов не совсем правильно. Хотя понимать что делать - необходимо. Момент тонкий, конечно...
Да, но вот как раз если прийти с готовой схемой и презентовать это мол мы видим это так, что думаете? - будет гораздо круче
космос
Сергей, это космос. Сижу, пишу статью про брифы на хабр. Сотрудник скидывает ссылку (сотрудников я усиленно подписал на вас, пусть образовываются) на ваш текст, а в нем почти такие же мысли. У нас подобный подход, но он немного улучшен :)

И еще момент, мне кажется, очень-очень давно, вы выкидывали свой бриф (розовый?) на эдлайф. С тех пор, часть вопросов перекочевала и в наш вопросник, надеюсь вы не против :)
Re: космос
:-))) до популярности осталось совсем немного. надо срочно менять концепцию :-)

Не против.
полностью согласен про бриф.
Если клиенты идут потоком и много, что бы как-то обозначить объем работ и определить стоимость - то необходим бриф.
Если клиенты немногочисленны и необходимо не просто сделать по стандартному шаблону - то бриф лишь стает помехой.
Основные вопросы: что есть и что надо получить. И после изучения материала, оценки времени и озвучивается стоимость и время работы.
А все остальное, что должно быть в работе, а какие таблицы и расчеты должны быть, в каком виде должна быть работа представлена - вторично, и можно обсуждать после.