The Best of 2013. Традиционно, лучшее из блога за прошлый год

Ну вот и настал черед подвести итоги прошлого года в ЖЖ. Этим я занимаюсь теперь каждый год (вот итоги 2012). В основном для себя, но и читатели, возможно, найдут что-то полезное. В ушедшем году было больше каких-то тактических и практических моментов, чем годом ранее. Но планы на 14-й уже есть - концептуально-теоретические материалы буду писать уже совсем скоро.

Возможно, что-то ценное с Вашей точки зрения я упустил. Можно добавить в комментариях ;-)



Бизнес

Про прибыль и почему "бизнес ради прибыли" - хорошая, но утопичная концепция. Этому я посвятил несколько постов: о маркерах проблемной компании, корпоративные ценности (есть ли они?), про честный бизнес, время которого неумолимо настает, и он меняет сложившуюся модель потребления. И о том, почему удачливые стартаперы вдруг разоряются. Во многом это все результат фокуса на "зарабатывании", от которого надо отходить большинству российских бизнесов, ведь среди его представителей самая распространенная группа - это "пиццеристы" (не путать с "пиццайоло"). Они похожи, как палочки Twix из рекламных роликов. Увы, большинство из них так и не пройдут испытания изменениями - ведь только они (изменения) могут дать понять, на сколько вы знаете свой бизнес.

Еще немного времени уделил идеям для бизнеса: если в их ничего вас не ограничивает, значит они слишком плохи. То же происходит и с целями. А может они вообще не нужны?

Здесь же - про мотивацию персонала. Мне показалось это важным.



Создание продуктов

Хорошо или плохо быть простым? Про давление на потребителей и "маркетинговый киберфашизм". Про то, что слова "дорого" со стороны потребителей далеко не всегда должны пугать, а "отпугивающая покупателей премиальность" - это комплекс самого маркетолога. А еще есть очень интересная "эмоциональная долговечность", позволяющая получить максимум удовольствия от продукта.




Маркетинг

Попытался при помощи McKinsey ответить каков он должен быть в будущем? Такой вот "футуромаркетинг"...Задумывался о том, как исследовать аудиторию и надо ли вообще это делать. Но все изыскания закончились печально: выводом о том, что маркетинг и сейчас не принадлежит компании, но скоро его отберут совсем. Но маркетологи об этом не думают - они в большинстве своем думая о будущем, живут вчерашним днем, создавая продукты не для "завтра", а для "вчера" - причем на основе мифов о среднем сегменте с разумной ценой. И уж точно они не создают продукты, используя ясность, как оружие. Зато пользуются имиджевой рекламой, прикрывая свои филейные части.




Брендинг

Ситуация на рынке усугубляется. Уже не так просто выдать за брендинг дизайн упаковки. Как отличить брендинг от рисования - об этом один из постов. И это только начало. Продолжить отраслевой анализ я пытался весь год, отвечая на вопросы: почему брендинговые агентства так похожи друг на друга, что необходимо, чтобы создавать успешные проекты и в этом деле почему плохо спешить, как легенды, создаваемые агентствами вредят брендам, и почему все потребители с точки зрения агентств - это монстры. Ах, да. И почему с дизайном в России полная жопа - это тоже сюда. Включая инструкцию по созданию провальных проектов :-) А еще - почему же услуги брендинга стоят так дорого, а отрасль весьма нищая - этому есть разумное обоснование.

Вообще тема ценообразования на рынке меня опять стала интересовать. Пытался об субъективно рассмотреть этот вопрос.

На самом деле брендинг - это "креативный рай", только не в том понимании, что мы вкладываем в слово креатив, наверное. Именно там формируются потребительские ожидания, наличие которых свидетельствует о том, что бренд у вас есть. И даже подгнивший отечественный брендинговый продукт может быть использован: даже из "упаковинга" и "декорейтинга" можно извлечь пользу для будущего бренда.

И вот, самое полезное - структура правильного (работающего и проверенного многолетней практикой) бренд-бука. Пусть будет :-)



Дизайн и айдентика

В этом году на тему дизайна получилось необычайно много: темы айдентики и фирменного стиля стали доминирующими. Что такое фирменный стиль и зачем он нужен, какие инструменты существуют для его создания. Знак и логотип, цвета и шрифты? Оставьте... есть композиция. Паспорт стандартов фирменного стиля? Его пора выкинуть. И создавать айдентику с чистого листа - это необходимо делать гораздо чаще, чем кажется. Да еще и желательно правильно, под руководством настоящего арт-директора, а не того, кто просто занимает эту должность. Он поможет создать фирменный стиль, каким он нужен (и если он нужен) и стайл-бук - инструмент, куда более эффективный, чем просто гайдлайн (в простонародье именуемый почему-то брендбуком).

Но айдентика - это не только картинки. Это еще и "дизайн слова" - сторителлинг. И раз уж заговорили о словах, то и пост по полезным инструментам нейминга стоит упомянуть.

А еще с пользой и для себя попытался дать полное определение 10-ти правилам дизайна, поделить дизайн на восточный и западный, синтетический и аналитический, описать правильный с моей точки зрения подход к разработке дизайна, работая в рамках маркетинговых ограничений. И почему не стоит делать "три варианта".



...и даже веб.

Я не веб-дизайнер, не создаю сайты, но пытаюсь формулировать потребности своих же клиентов. И они далеки от предложений, которые делают веб-девелоперы. Страшно далеки. В особенности те, кто занимается интернет-торговлей. Там вообще беда... Но и остальные не так уж и хороши: техника доминирует над эстетикой. А ведь роль эстетических ограничений в веб-дизайне очень велика.

Про агентства: процесс их развиртуализации идет полным ходом - нет смысла заниматься одним только вэбом - и это будет сильно менять рынок в будущем. Но сегментация в диджитал среде тоже дает о себе знать: стоит ли пользоваться всеми возможностями SMM на полную катушку, или это ловушка?



Люкс

Это не только дорогие игрушки. Настоящая роскошь - это время, внимание и пространство.  А еще - покой. И больше - ничего :-)


И специальная тема-предостережение: не дайте себя обмануть "Бизнес-Молодости" и всяким Парабеллумам. Это мошенники.


Вот вроде и все. Не переключайтесь, продолжение следует :-)
С наступающим Рождеством!
Сергей, последняя ссылка, может, должна вести на публикацию от 2 октября, а не от 4-ого?