Арт-дирекшн и арт-директор, которого так часто не хватает

Только я планировал написать про это пост, как Эркен Кагаров взял и описал все кратко и понятно. Но я все равно позанудствую на эту тему.

Традиционно считается, что арт-директор, это самый главный дизайнер в компании. Чаще всего он когда-то был единственным, но с расширением штата стал главным. Этот подход понятен и прост, но очень часто в результате него вместо арт-директора мы получаем самого опытного дизайнера, что совсем не соответствует смыслу работы и сути должности.

Давайте подумаем, чем должен заниматься человек, который руководит работой дизайнеров, иллюстраторов, типографов, верстальщиков и специалистов пре-пресс. Если менеджер проекта всю эту работу согласовывает и управляет процессами, то что же остается загадочному "арт-директору"?

На самом деле арт-директор - это посредник между маркетологом и дизайнером. Координация (менеджерская работа) - лишь малая часть того, чем на самом деле должен заниматься арт-директор. Самая главная его работа - правильно прочитать маркетинговые вводные и перевести их на язык инструментов дизайна. И не в процессе работы, а до его начала. Т.е. создать ограничения, про которые я писал раньше. Причем, с учетом как возможностей собственной команды, так и способностей клиента, о чем был предыдущий пост - речь не только о технологических ограничениях.

Одна из самых сложных задач, которую должен решать именно арт-директор и только он - это создание среды, которая полностью соответствует исходным маркетинговым требованиям и пробуждает именно те настроения и желания, которых нам необходимо достичь, чтобы создать вокруг продукта окружение, способствующее его правильному восприятию. Т.е. создать тот образ, который однозначно доносит преимущества продукта и выделяет его в конкурентной среде.

Как это сделать - и есть основная компетенция арт-директора. Но это опять же, всего лишь малая часть его работы. В чем же работа основная, тот самый "дирекшн" (direction - направление)?

Основная работа арт-директора заключается в том, чтобы укрепить видение и понимание создаваемого образа внутри коллектива разработчиков.

Т.е. для максимально полной реализации проекта арт-директору необходимо создать внутри рабочей группы полностью понятную и прозрачную творческую атмосферу, в рамках которой можно творить и набор инструментов, которыми нужно пользоваться. Именно поэтому работы, начинающиеся с дизайна знака логотипа, всегда значительно проигрывают в качестве тем работам, которые начинаются с дизайна среды.

Итак, если зона ответственности арт-директора лежит в области укрепления видения внутри коллектива, то на сколько правильным будет подход к нему, как к старшему дизайнеру? Я соглашусь с тем, что с одной стороны работа очень и очень близка к дизайнерской, с другой - к работе менеджера. Но третью составляющую, которая радикально сказывается на качестве работы арт-директора, мы часто исключаем. Это работа психолога-искусствоведа-дизайн-историка, тонко чувствующего как настроение, так и стилистику. Т.е. обладающего не только знаниями особенностей человеческого восприятия и широкими познаниями в области художественных приемов и инструментария, но и имеющего хороший вкус. Ведь не зря он не "дизайн-директор", "имидж-директор" или креативный директор. Потому как он должен умело сочетать утилитарность дизайн-решений с эстетичностью чисто художественных образов.

В конце концов, Эркен - прав. Задача арт-директора заключается в том, чтобы посмотрев результат труда рабочей группы не только выявить и убрать несоответствия, но и собрать пазл, сделать из эскиза или черновика завершенную работу, исключив лишние повторения или добавив что-то затерявшееся, точно дозируя те или иные приемы.

Ведь именно поэтому большинство работ российских дизайн-студий и агентств вызывают столько вопросов. Крепко сделанные, они не выглядят законченными, сбалансированными и безызбыточными. Потому как чувство меры, которым не должны быть обременены дизайнеры, должно присутствовать у арт-директора. А с этим часто бывают большие проблемы.
Для того, чтобы делать написанное Эркеном Кагаровым
"технологическая компания, а не детский мир, удобство в использовании, нет привязки к конкретной модели, название на англ, а не на рус.. "
не нужен арт-директор, достаточно вменяемого маркетолога на стороне заказчика.

Вывод из сказанного Кагаровым - арт-директор нужен только в заказах, где на стороне заказчика нет маркетинга.
У маркетолога должен быть вкус, чувство меры и здравый смысл. А это уже арт-директор тогда называется )
и еще искусствоведческий бекграунд, а не маркетинговый. И знание всех возможных инструментов и результатов их использования. В ином случае мы гвозди забиваем отверткой, а отверстия сверлим топором - что и наблюдается практически везде. В том числе и там :-)
а кем тогда называется маркетолог без вкуса, чувства меры и здравого смысла?
)))
Ну, он коротко написал. Хотя опять же рассматривать логотип и знак как пример - это по большому счету не правильно. Не этим определяется работа.
Вот именно. Тут он показывает, что арт-директор это чуток более толковый дизайнер при полном отсутствии маркетологов с обоих сторон.
Что и наблюдаю в реале, старшего дизайнера кличут арт-директором.
В лучшем случае он иногда дает советы дизайнерам, в худшем - он работает как обычный дизайнер в одиночку, но над более денежными заказами.
Кстати, может на самом дела стояла задача сделать веселый некачественный знак, что бы не пугать людей убийствами и не пугать конкурентов качеством оружия? ))