Футуромаркетинг и футуробрендинг. Не так все и сложно

"О'кей, мы достигли определенных успехов и имеем средства для развития. Но вот что развивать? Куда идти?" - такие вопросы задают наши клиенты достаточно часто. Казалось бы, что делать брендинговому агентству в компании, которая занимает лидирующее положение на рынке или просто бизнес которой стабилен и динамичен. Один из моментов - это приведение в порядок спонтанно формирующегося продуктового портфеля и портфеля торговых марок. Другой момент - это формулирование преимуществ и отличий компании, которая чувствует себя неуверенной из за обилия знаний и боится сказать о себе, либо дает столько информации, что ей перестают верить несмотря на правдивость всего сказанного. Это все - скорее тактика.

Но есть еще один мотив - это создание перспективы. Мы многого достигли, мы умеем работать, мы здесь и сейчас. Но какими мы будем через пять лет? Через 10? Через 20? Конечно, вопросами 20-летней перспективы занимаются немногие. Хотя один раз перед тем, как принять решение о сотрудничестве, нас попросили подготовить эссе о том, как мы видим отрасль через 50 лет. (Разумный инструмент). Но в целом период ограничивается пятью-десятью годами. Даже если компания крупная.

Но что это - "создание перспективы"? Возможно, я не очень точно подобрал термин, но суть простая. Сейчас мы находимся здесь - в достаточно выгодном рыночном углу. И наша задача - переместиться не на рынке, а во времени. Условно говоря, вырваться вперед и встать там, куда еще не пришли наши потребители и конкуренты. Если представить рынок в виде потока людей в пустыне, то мы должны забежать далеко вперед, встать и размахивать флагом, кричать "вам сюда". Тогда весь поток, которому по большому счету все равно, куда двигаться, двинется в нашу сторону. А мы будем не бежать внутри него, постоянно меняясь и стараясь успеть, а встретим его тихо, спокойно и исключительно полно подготовленными. Или не встретим, если поток двинется не на нас, а в другую сторону.

В этом то и задача - определить такое место для стоянки и дальнейшего обустройства, которое встанет посреди потока с максимальной вероятностью. Изучая потребителей, их страхи и возражения, изучая рынок и его динамику, изучая лучшие практики и анализируя действия конкурентов мы пытаемся не отреагировать на возможные будущие изменения рынка, а сформировать эти самые изменения.

Более того, имея такие представления о "завтра" мы легко поймем, от чего стоит отказаться сегодня. Ведь если сейчас мы находимся во власти стереотипов, текущих ассоциаций и предрассудков, то завтра ситуация и мода могут поменяться. Но ведь эти изменения не происходят спонтанно. Их проводит кто-то. Почему? Почему "кто-то", а не мы? Как только мы начинаем думать не о завтрашнем дне, а расширяем горизонты планирования далеко вперед, то принимаемые решения выглядят совсем по иному. И если многие вещи мы опасаемся применить завтра и поэтому не внедряем смелые концепции, то понимая, куда прийдет рынок, мы даем себе возможность стать отличными сегодня. Возможно, подождать или обучить, но однозначно - изменить восприятие будущего, меняя в том числе и настоящее. По чуть-чуть. Но системно и однонаправленно.

Ведь оценивая сегодняшним взглядом будущее, мы его сразу отправляем в прошлое. Как пример, создавая продукт завтрашнего дня применяя сегодняшние рыночные реалии/инструменты и пожелания клиентов, мы изначально делаем устаревший продукт (пока он дойдет до конечного потребителя наше завтра станет вчера). Поэтому у создания завтрашнего продукта при помощи послезавтрашнего видения перспектив куда больше. А для этого надо знать, где мы будем в пусть недалеком, но будущем.
Как говорил Питер Друкер: "Единственно верное определение цели коммерческой фирмы таково: формировать потребителя. Такое предприятие выполняет две базовые функции - маркетинговую и инновационную. "
Интересно, что с одной стороны маркетинг может определять инновации, с другой стороны инновации могут перестроить весь маркетинг. Это похоже на загадку с курицей и яйцом.
Продукт завтрашнего дня, это очень смешно и цинично.....
Если вы беседуете с человеком "в теме" - смешно, если "не в теме" - цинично....
Вопрос по заголовку: не так сложно понять или не так сложно сделать?
Прошу еще уточнить: сделать Вам или вообще, в принципе сделать?