Дизайн: восточный против западного

Очень сложно коротко сформулировать ответ на вопрос, чем дизайн восточный (азиатский) отличается от европейского (западного). Ведь дизайн определяют культурные тренды, а в истоках даже религиозные предпочтения. Но разобраться в этом крайне интересно. Ведь пожалуй в России, как ни в одной другой стране могут успешно сосуществовать дизайн-студии, занимающиеся явной азиатчиной и те, кому ближе европейский лаконизм. Это совершенно не удивительно и это во многом "мирит" плохой и хороший дизайн с моей, все-таки проевропейской точки зрения.

Если обратиться к истокам, то разница в культурных различиях очевидна: "быть, но не казаться" - с точки зрения западного подхода, "казаться, но не быть" - с точки зрения восточного. Предельно утрировано, конечно. Это визуальное доминирование формы над содержанием. Ведь это присуще и нам: порой громкость звука для нас важнее, чем его чистота, а размер имеет куда больше значение чем качество или удобство. Для нас - чем больше, тем лучше. Чем больше элементов дизайна в продукте, тем виднее и дороже работа. Чем больше золота - тем ярче и круче. Это нормальный подход, который имеет право на жизнь, но дистанцирует нас от Европы, в которую мы все время стремимся. Именно поэтому нашим дизайнерам так страшно нравится просматривать The Dieline и Popsop, но в результате таких просмотров не получается создать что-то похожее: не коцепцию, а готовый продукт.

С другой стороны, мы и европейский дизайн воспринимаем как-то не правильно. Его простые форма не означают, что в западный дизайн - это скучный дизайн. Но в про-азиатском исполнении получается именно так: мы берем привычный азиатский образ и отсекаем от него все по европейским меркам лишнее. И что у нас получается в итоге? Как правило, унылое гавно.

Легко объяснить, почему так происходит, вновь обращаясь к истокам. Мы привыкли создавать впечатления "крупными мазками". Когда в вашем дизайн проекте 100 элементов, то именно взаимосвязь между ними формирует общее впечатление. Ваше восприятие рассеивается между 100 объектами, на долю каждого из которых приходится одна сотая внимания. Тогда требования к исполнению каждого элемента кратно снижаются. Такой подход касается и отсутствующей композиции (направление, крайне популярное в вебе). Она попросту не нужна. Информационная иерархия определяется скоплением или отсутствием декоративных элементов, позволяющих работать с содержанием и идентифицировать структуру. Определяющим становится так же и размер - чем крупнее, тем важнее. Вы создаете "цветастый" орнамент, массу, паттерн - называйте как угодно. Но каждый из его элементов лишен собственного смысла и содержания, они работают лишь вместе. Исключи хотя бы половину из них, и композиция развалится. Дизайн перестает работать.

Но представьте себе, когда вместо 100 составляющих, при помощи которых вы доносите свое послание, вам надо использовать 10. Или 5. А может даже и один. И внимание смотрящего будет сконцентрировано на одном конкретном элементе, который будет подвержен изучению в 10 раз дольше и пристрастнее соответственно.

В таком случае мерилом качественного дизайна (т.е. правильно формирующегося впечатления) будет не количество элементов, а качество проработки каждого из них. И чем таких элементов меньше, тем значение каждого из них - больше. Это и есть суть западного, протестантского дизайна. Несмотря на то, беден ты или богат, ты должен жить в скромности. Хотя правильнее будет употребить слово лаконичность. Но это не означает, что ты должен страдать. Просто каждый продукт, размещенный в лаконичном пространстве, должен быть идеальным. Тогда это пространоство не будет скучным. Тогда можно любоваться не обилием вещей, а пропорциями каждой из них.

И здесь возникает проблема. Нарисовать всего много - мы можем. Восточный подход нам близок и понятен. Но когда возникает необходимость от него отойти, становится скучно. Именно поэтому так сильна европейская дизайн школа, именно поэтому туда так стремятся за профессиональными знаниями. Ведь именно там рассказывают, как, практически не используя форму, можно полностью отобразить содержание. Именно там последние сто лет полируют навыки оставить впечатление ничего не сказав.

В "восточном" же  направлении - скорее наоборот. Дизайн строится на эмоциях и предыдущем опыте. (Там было красиво, давай сделаем так же). В нем нет системы и ограничений, а попытки "скрестить" восток с западом получаются удачными там, где колоссальный восточный опыт встречается с высокопрофессиональным европейским системным подходом и умножается на врожденное чувство стиля и безупречный вкус. Редкий дизайнер/архитектор/модельер может быть тому примером - они исключения, случайности, божьи искры. Ведь синтез здесь вряд ли возможен - уж больно полярны подходы.

Вы можете конечно сказать, что это все нам не нужно. Мы - это Азия, и все европейские штучки нам не нужны. Сейчас - это так. Но если посмотреть вокруг, а не только внутрь своей страны, то можно четко определить тренд: Азия учится в Европе. Почему? Да потому как "насыщенный" восточный подход хорош тогда, когда дизайн в недостатке. Когда мало людей, мало домов, мало машин, мало коммуникаций. Как только количество информационного шума и кричащих продуктов увеличивается, мы начинаем испытывать стресс и искать простое решение. У нас нет времени и желания оценивать (пусть даже бегло) все 100 коммуницирующих с нами элементов дизайна. И мы ищем один, убедительный. Это и есть "экологичный дизайн", который нужен, как никогда.
Tags:
Спасибо, но (имхо) мне почему то казалось, что огромную роль на современный европейский дизайн оказал именно японский минимализм (когда: мало - уже много, когда: истинная сложность простых вещей и т.д.), дзенские штючки... Они были в т.ч переработаны и переосмыслены и теперь уже -свои!
Вот вопрос - именно они повлияли, или разными путями пришли к одному решению. Может, это плотность населения? (я гадаю, ответа у меня нет).
Полностью с вами согласна. Есть вдумчивый, рациональный, экологичный дизайн, где элементарный предмет насыщен смыслом, но есть еще один важный момент-заказчик. Он вырос на «красивостях», где ярко-значит красиво, где много - хорошо и т.д. И часто, почти всегда, конечный результат - это некий компромисс профессионализма автора и восприятия заказчика. Потому и не получается ярких тонких вещей-получается что-то среднее. Двум богам служить нельзя… а приходится.
Согласен. Но отсюда и результат...

Проблема в том, что мы искусственно отделяем продукт от исполнителя. Вычленяем дизайн из процесса создания продукта. Что есть откровенно непрофессиональный подход. Поэтому здесь скорее работает не компромисс, а отсутствие компетенции и нежелание подходить к вопросу комплексно с обоих сторон...

И в этом сила западной модели дизайна: она куда более объективна, чем восточная. ее нельзя изменить, не изменив изначально вложенного смысла. Поэтому мы с большим удовольствием используем восточную :-)
Интересно, как всегда. Хотя и неоднозначно. Япония - это восток или микс? Если восток, то откуда давнишний и скопированный западом примитив в упаковках фаст-мувин-гудз? Там вообще определяющее значение имеет логос. Попомните мои слова, спираль все ближе к началу витка, и "шума" столь много, что все сообщение, достаточное для эффекта может уложиться в три слова -мёд долины грёз- и телефон. Закрыт вопрос сразу. Нужный тон и типографика. Это такой Ницше своеобразный. Дизайн умер
Вопрос сложный. Если посмотреть на историю, то до 19-го века и в Европе существовала т.н. "боязнь пустого пространства", которая ушла лишь с появлением импрессионистов. Less is more - так писал Людвиг Мис ван дер Роэ. Т.е. то, что в Японской культуре определялось уже давно, в европейскую дизайн школу проникло всего лишь 100 лет назад. Синтоизм - был ли он определяющий и им ли инспирировались создатели Баухауз - мне сложно сказать. Может (предположу), что когда в Японию пришел буддизм, и религии вместо вытеснения (т.е. войны и победы одного из религиозных направлений) сплелись воедино, то из культуры стали исчезать дифференцирующие (по вере) элементы - и осталось лишь содержание? :-)
Ну, Вы свалили в одну кучу сразу все: и восточную орнаменталистику, и Большие стили, и Баухаус, и дизайн северной Европы, который, мягко говоря, отличается от того, что предлагают главные трендмейкеры - итальянцы. Не учли рынков сбыта всего этого счастья.
И ни одной иллюстрации.
И ни слова о том, про что Вы, собственно, про предметный дизайн или про дизайн интерьеров.

Трололо, в общем.
Хотелось бы больше информативности, конкретики, примеров, иллюстраций, а не воды и общих фраз.


Edited at 2013-08-25 10:18 am (UTC)
если такого хочется и есть интерес - идите учиться: там будет и конкретика, и примеры, и иллюстрации и "трендмейкеры-итальянцы" :-)

Edited at 2013-08-25 10:24 am (UTC)
Самое обидное, что европейский дизайн не делают дизайнеры, потому что покупатели предпочитают вот это - где сбоку банктик. Чем это объяснить? Делаю лаконичную коллекцию работ со своей работой, скажем на Ярмарке мастеров, и общая идея и четко прослеживаемое цветовое сочетание всего из нескольких тонов. Набирает 5 лайков.
Рядом с этим же моим украшением кто-то делает свою коллекцию - ужас-ужас, все как попало, цвета режут глаз, идея отсутствует, работы между собой не сочетаются. Набирает 125 лайков и коментарии - "Чудесно!" и "Восхитительно!".

У нас не дизайн совковый, у нас потребитель такой... А мы уж под него подстраиваемся....
Т.е. совкового потребители делаете еще более совковым... всегда потребителя надо было учить. Всегда покупатели с трудом воспринимали что-то новое. Поэтому дизайн всегда определяли те, кто не боялся и был уверен в своей правоте. Вопрос лишь в правильной постановке задачи.
Хм. Не путает ли благородный дон восточный дизайн с китайским, а западный с икеевским?
подмечено верно, я бы добавил еще и американский дизайн в основе которого борьба за технологичность и снижение стоимость конечного продукта.
американский дизайн как раз вернул нас немного назад - к более эстетически-привлекательным и антропоцентричным формам: как раз дизайн домашнего телефона Дрейфуса против детища Баухауса.
привет куку, извините за тон.
япония и китай -- сделали европейское искусство/дизайн такими, как мы их знаем сейчас.
про истоки:
русская иконопись/фрески 14 века -- это азия или европейский минимализм?
советский дизайн троянкера, шварцмана, жукова, трофимова и валериуса -- это азия или европейский минимализм?
гурович и логвин это азия или минимализм? опендизайн?

мы не про искусство, мы про дизайн. а он определяется технологией все-таки. Т.е. реально рассматривать рамки "расслоения" идеологии надо не с 14-го века, а с середины 19-го.

Если учитывать, что китайцы придумали бумагу - то да. А еще про варварскую Европу темного средневековья и т.п. С этой точки зрения тезис неоспорим.

Если говорить о прямой связи между дизайном и производством, о доминирующей функциональности и том, что есть в комментариях выше - "азиатский след" можно обнаружить в дизайнерских решениях точно. Но дальше пошел радикальный разрыв, о котором мы сейчас и говорим.

Edited at 2013-08-26 07:15 am (UTC)
Хорошая статья, спасибо! Имхо — предпосылки слегка искажены, если позволите.
Задолго до европейского дизайна существовала культура визуализации сложных смыслов простыми формами. Современность этого не изменила. Например, работы Кеньо Хары http://www.ndc.co.jp/hara/works/en/package/
Предпосылки - возможно, с ними проще в комментариях разобраться. А вот сама суть подхода к созданию и сравнению разных продуктов - я ее старался изложить :-) Вам спасибо :-)