Вы читаете журнал [info]slavinsky

Предыдущий пост | Следующий пост

Ценность консультанта

К консультантам (типа меня) обращаются многие компании. Далеко не всегда (и чаще не всегда) для того, чтобы компенсировать недостаток квалификации сотрудников компании. Скорее - чтобы получить second opinion - независимое мнение человека со стороны. Я писал в блоге о "корпоративной памяти" и "производственном мышлении". Именно эти два явления способен выявить и нейтрализовать качественный консультант. Но это - лишь часть его работы. На мой взгляд.

Когда приглашается консультант, он делает свою работу и уходит, оставляя компанию с готовой стратегией или инструментарием, который компаний в дальнейшем использует по своему назначению. Обычно происходит именно так. И это приемлимо для консалтинга. Но эффективно ли это для компании? Нет.

Представьте что Вы - крайне голодны. К Вам приходит человек с едой и кормит Вас. Проблема решена. Другой приходит и рассказывает, где сейчас есть еда - проблема решена. Но решена не полностью. В первом случае она решена "разово", во втором - лишь при определенных условиях. Но ее глубинная сущность (невозможность самостоятельного поиска еды) осталась. Т.е. через какое-то время та же самая проблема всплывет снова. Понимаете о чем я? Консалтинг решает и тактические и стратегические задачи - на любом уровне, но на короткий срок. И это вполне устраивало компании до последнего времени, когда развиваться стало необходимо слишком быстро. Тот самый "короткий срок" - стал почти мгновением. Если раньше компании "консультантского запаса" хватало на десяток лет, то сейчас - 2-3 года и ситуация на рынке может измениться принципиально...

Консалтинг вынужден мигрировать вслед за рынками. И теперь настает время, когда консультант решающий не так ценен, как консультант обучающий... Это не совсем коучинг, тренинг или что-то еще...

Скорее (если говорить о маркетинге), это не просто набор стратегических решений (разработанная стратегия), но и обучение тому, как пользоваться такими инструментами разработки. Их в моей, например, практике накопилось не мало - это инструменты и мониторинга и девелопмента (и это только полезные инструменты, а сколько еще безполезных :-).

Т.е. сущность консалтинга - меняется. Не решить проблему, а решить и научить - поделиться собственными методами и инструментами, чтобы дать компании возможность применять их в будущем... И это, на мой взгляд, очень важно

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
[info]akorsun wrote:
26 Окт, 2011 09:58 (UTC)
Сергей, можно к себе перепощу на akorsun.ru с указанием авторства и прямой ссылкой? Как консультант совершенно согласен с мыслями.
[info]slavinsky wrote:
26 Окт, 2011 10:04 (UTC)
без проблем
[info]akorsun wrote:
26 Окт, 2011 10:10 (UTC)
спасибо. Сделал.
[info]zzateya wrote:
26 Окт, 2011 11:25 (UTC)
накормить, сказать куда пойти за едой - консалтинг
обучить местам и процедуре добыче еды - тренинг
помочь составить концепцию по самостоятельной добыче еды в разных ситуациях - коучинг
помочь с пониманием, что есть надо - психологическая консультация
;))))
[info]slavinsky wrote:
26 Окт, 2011 12:21 (UTC)
Согласен абсолютно, но нынешние времена не терпят разделения - необходимо комплексное решение проблемы, а по-отдельности получается лишь частичка.
[info]zzateya wrote:
26 Окт, 2011 13:45 (UTC)
где жеж таких спеуиалистов то взять, что бы мало то что техники знали, так ещё и совмещать их могли...
мы тут тремя группами преподавателя пытались убедить, что психологическое консультирование и психологический консалтинг вещи разные, фиг там... упёрся что раз консалтинг переводится как консультирование, то это одно и тоже и ничего не помогло, ни схемы, ни примеры (((
[info]Simon Semakov wrote:
26 Окт, 2011 14:34 (UTC)
конечно меня сейчас все консультанты закидают тухлыми помидорами, ну да ладно.
по мне все это больше на графоманство походит. мета-мета концепция создания общей универсальной системы. :)

написал именно под вашим комментариям потому как:
коучинг - coaching (eng)/coach (eng) - тренинг (рус)/тренер (рус) - тренинг

не обижайтесь, но в чем смысл всей этой терминологической антагонистки?
и в чем смысл рассказа о том что все так быстро меняется что "людям нужно объяснять что есть полезно и нужно это делать регулярно чтобы быть здоровым"? - так делают компании которые продают еду и не всегда обязательно она вкусная и здоровая на самом деле. зачем вы пытаетесь продать мне консультацию, о том как мне делать мой бизнес если я всего лишь прошу сказать мне как по вашему мне стоит решать эту конкретную проблему?
- елси вы хотите сделать бизнес идите и сделайте его сами, зачем вы рассказываете мне как мне ездить на автомобиле (пускай я трижды на нем не правильно и не рационально езжу), если я просил поменять мне аккумулятор?
[info]slavinsky wrote:
26 Окт, 2011 15:02 (UTC)
Как называется - можно оставить за кадром, меня это меньше всего волнует. А вот вопрос про аккумулятор - очень точный. Но проблема российского (да и зарубежного) бизнеса зачастую в том, что они пытаются из старого автомобиля выжать невозможное или конкурировать "Ладой" на рынке Mercedes.
Есть функциональные агентства - рекламные, аудиторские, юридические. Но дела, касающиеся маркетинга как правило не решаются по-одиночке. В этом и проблема. Почти любое маркетинговое решение ведет (или приводит) к изменениям на уровне технологии и организационной структуры. Многие это понимают - многие - нет. Поэтому и решение одной задачи не приводит к стабильным результатам.
Вопрос - на сколько понимает это клиент и есть ли у него ресурсы не для косметических процедур, а для полостных операций...
[info]zzateya wrote:
26 Окт, 2011 19:01 (UTC)
ну вот не надо переводить термины!
у коучинга и тренинга разный принцип действия специалиста.
[info]artemshipitsin wrote:
26 Окт, 2011 12:21 (UTC)
:) это такой "консультантский рай". Обычно так происходит, когда российскому клиенту, на уровне владельца, что-то очень понравилось :)

Компании это не очень выгодно. Если компетенция ключевая, то ее нужно иметь у себя, если "вспомогательная", то тогда скорее купить по принципу "сколько взял - столько заплатил", но консалтинг сюда не входит. "независимое мнение" - это все-таки история несколько другая, для компаний с советом директоров и где это скорее политика.

У иностранцев такое есть достаточно давно, по сути, все "сопровождение при внедрении" - это вот оно и есть, от ИТ до "видения бренда".
[info]m_r_i_n wrote:
26 Окт, 2011 12:22 (UTC)
О! Вы выходите на новый качественный уровень!
[info]vit_r wrote:
26 Окт, 2011 14:11 (UTC)
Бизнес-Консультанты делятся на две категории:
1) Озвучивают то, о чём руководство не хочет сообщать сотрудникам
2) Продаёт вразвес свежие серебряные пули
3) Тихо указывает руководству на то, на что это руководство пытается закрыть глаза

Всё остальное, в том числе и обучение, относится к одной из этих трёх категорий.
[info]dron_ap wrote:
26 Окт, 2011 14:16 (UTC)
Ситуация уже поменялась. Топовые консультанты ( я говорю о большой тройке и Ко) делают implementation для большинства стратегий и опреационных проектов которые они делают для клиентов. Более того процесс имплементации зачастую сопровождается обучением персонала для создания самоподдерживающейся структуры внутри компании-клиента которая будет продолжать стратегические или операционные проекты внутри компании.

на западе это the case уже лет 10.
[info]slavinsky wrote:
26 Окт, 2011 15:03 (UTC)
на западе много чего хорошего... но мы здесь про российский маркетинг беседуем :-)
[info]dron_ap wrote:
26 Окт, 2011 17:31 (UTC)
Я написал что в России это уже есть. А на Западе лет 10 как
[info]slavinsky wrote:
26 Окт, 2011 20:26 (UTC)
Возможно - только где? Чисто гипотетически...?
[info]dron_ap wrote:
26 Окт, 2011 21:00 (UTC)
"Топовые консультанты ( я говорю о большой тройке и Ко) делают implementation для большинства стратегий и опреационных проектов которые они делают для клиентов."

Клиенты тоже понятны. Список например тут (внизу страницы) http://www.finansmag.ru/96286
Из первой двадцатки все кроме разве что Газпромовских структур, Танснефти и X5
[info]slavinsky wrote:
26 Окт, 2011 21:24 (UTC)
Из этих списков больше половины компаний - мои клиенты. И, поверьте, ни о каком implementation они не слышали...
[info]dron_ap wrote:
26 Окт, 2011 21:42 (UTC)
Возможно Вы не слышали. или Вы общаетесь с теми подразделениями которые не слышали. Я точно знаю о ряде проектов которые идут и в банках и в нефтянке и в энергетике
[info]pingback_bot wrote:
26 Окт, 2011 21:23 (UTC)
No title
User [info]mycu4ka referenced to your post from No title saying: [...] ионной структуры". - ДА! Стопятьдесят раз ДА! http://slavinsky.livejournal.com/160410.html [...]
[info]andy_scott wrote:
27 Окт, 2011 07:45 (UTC)
Спасибо, очень интересно, как обычно у вас. Двуединство "консультанта решений" и "консультанта метода" ("обучающего") - глубокая мысль, буду её думать.

вот бы еще тэги "корпоративная память" и "производственное мышление" были, чтобы только вот так клик! и освежить в памяти... :)
[info]slavinsky wrote:
27 Окт, 2011 11:11 (UTC)
я думаю, об этом напишу еще раз в ближайшее время :-) а то сам что-то найти не могу %-)))
[info]donrumatalive wrote:
31 Окт, 2011 17:43 (UTC)
Сергей, это уже не просто старовато, но и тоже сказка. "Неумение самостоятельного поиска еды" не лечится тренингом и implementationами, их тоже хватает на те же 2-3 года край.
То есть конечно же методологию давать надо (контринтуитивно, это хорошо для repeat business, из опыта по крайней мере), но по-моему все в итоге упирается в некую абстрактную "кадровую карму" компании. Повлиять на которую глубоко консультанту трудно уже потому, что начинается она от личности хозяев, директоров (в варианте совета) и топов.

В конечном итоге компания, которой консультанты нужны не для решения неких ограниченных задач, а для придания отсутствующей или больной "души", маст, как говорится, дай эволюционно. И ставить такую цель в консалтинг-практике надо исключительно в виде недостижимого идеала. Иначе уже для консультанта это превратится в постоянный источник фрустрации.
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Прошлый месяц

Май 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Профиль

[info]slavinsky
Сергей Славинский
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow